Чтобы потом весело рассказывать анекдоты про тещу и возвращение мужа из командировки? Видимо, есть в браке что-то проверенное веками, от чего женихи и невесты на разных языках продолжают нервно произносить заветное «да», думая только о том, когда же это все кончится, и смутно подозревая, что никогда, что теперь это — на всю жизнь. Заикающиеся женихи, краснеющие невесты, плачущие дети, недовольные родители — они были, есть и будут. Меняются лишь незначительные детали.
ОТ НЕКОТОРЫХ представлений отказываться очень и очень трудно. Поэтому и сейчас во многих странах свадьба — это прежде всего деловое предприятие, от удачи которого зависит общественное и материальное положение «брачующихся». Например, в Японии, как только мужчина женится, его начинают стремительно продвигать по служебной лестнице.
И Япония тут отнюдь не исключение. По всему миру неженатые мужчины зарабатывают во много раз меньше, чем надевшие обручальное кольцо, холостым водителям приходится больше выкладывать за страховку, а в банках тем, кто не состоит в браке, гораздо сложнее получить ссуду. В особенности это касается незамужних женщин. Да что там говорить, если пренебрегать семейными институтами, можно вообще остаться без крыши над головой! Так, в Иране неженатым мужчинам запрещено снимать квартиры — а вдруг они им нужны для аморальных целей?
Многие народы, не так давно расставшиеся с первобытно-общинными идеалами, в принципе не представляют себе существования взрослых незамужних женщин. Для австралийских аборигенов, индейцев Северной и Южной Америки, некоторых африканских народов, жителей Океании такая женщина — кто-то вроде марсианина. А холостых мужчин не считают взрослыми людьми и обделяют правом голоса на совете племени. Да, у холостяков очень трудная жизнь. Трудная — и, как выясняется, короткая. Любознательные ученые выяснили, что век женатых людей, вне зависимости от расы, вероисповедания или образа жизни, где-то на 10-20% дольше. Так что, как говорится, решайте сами.
Ну, а с чего же все начинается? С колец, со свадебного платья? Нет, до этого еще далеко. Сначала — первое свидание. Казалось бы, где встречаться молодым людям на Самоа, ведь у них нет ни одного памятника Пушкину? Да, Пушкина нет, зато есть кокосовые пальмы. Вот под ними молодежь и сходится. А если у девушки от избытка чувств закружится голова, то юноша может вскарабкаться на ближайшую из пальм, сорвать орех и полить кокосовым молоком лицо своей возлюбленной. Можно заодно и перекусить, не отвлекаясь от основной темы.
Но первая встреча будущих молодоженов далеко не везде проходит в кокосовом раю за разговорами. Конечно же, женщины любят ушами, вот только древние традиции продолжают упирать на силу, выносливость и хозяйственность будущих супругов, которые неплохо бы проверить в самых разных испытаниях.
В западногерманском городе Бремене до сих пор живет старинный обычай. Когда молодой (или не очень) бременец решает жениться, он берет половую щетку и отправляется подметать ступени старинной ратуши. Не знаю, как насчет других положительных качеств, но убедиться, насколько старательно ее будущий супруг будет тереть полы в их доме, невеста может заранее.
А в Кении мужчине, если он захочет жениться, придется пойти на нарушение закона. Он обязательно должен бросить к ногам любимой шкуру леопарда — но леопарды занесены в Красную книгу... Впрочем, в последнее время новоиспеченные женихи, кажется, нашли удачный выход: они покупают искусственные шкуры и с видом неустрашимых охотников вручают их своим возлюбленным.
Изобразив, наконец, все, на что ты способен, впору и предложение делать. Для этого самоанец, например, ближе к ужину отправляется к дому суженой с корзиной рыбы, осьминогом или цыплятами. Если холодильник у будущих родственников пуст, и его дар принимают, то вскоре состоится свадьба. Примерно так же выглядело раньше сватовство у братьев-славян — правда, с отчетливым национальным колоритом: в Польше сват выставлял на стол бутылку водки. Родители не против свадьбы — значит, дочурка подает стаканы, и все дружно садятся отмечать радостное событие.
А у бразильских индейцев предложение делает девушка — приносит своему избраннику горшок с кашей. Съел он всю кашу — свадьбы не миновать, не доел — пока не судьба, не готов еще человек к семейной жизни.
В Нигерии, наоборот, кормят не жениха, а невесту: если девушку решают выдать замуж, то запирают ее в отдельную хижину, где может бывать только ее мать. И несколько месяцев, а то и целый год, перед ней (перед дочкой, а не перед мамой, разумеется) будет стоять одна задача: есть мучное, причем как можно больше. Чтобы выйти замуж, невеста должна быть весьма упитанной. Ведь, как говорят, большинство мужчин предпочитают полных женщин и лишь немногие — очень полных.
Красота, конечно, — страшная сила, но голодный муж — еще страшнее. На Аляске это прекрасно понимают и проводят среди потенциальных невест особый конкурс. Будущие хранительницы домашнего очага должны: собрать дрова, отвезти их в пункт назначения, быстро и вкусно накормить собак и будущего мужа. Победительницы получают от спонсора конкурса — «Общества холостяков» — немного денег, лисью шапку и золотой самородок.
Женскую природу не изменить: всякая невеста на собственной свадьбе хочет выглядеть так, чтобы подруги умерли от зависти, а «бывший» понял, наконец, как сильно ему не повезло в жизни. Другое дело, что представление о красоте у разных народов разное.
На Бали климат жаркий, так что свадебный наряд мало чем отличается от пляжного костюма заезжего туриста. Юбка-саронг, цветы, запутавшиеся в черных густых волосах, — это у девушки. А на женихе — белоснежные короткие штаны.
В Японии все не так просто и совсем не так дешево. Свадьба просто не может состояться, пока жених не накопит достаточно денег на кимоно для невесты. Вдобавок к кимоно нужно прикупить парик и свадебный зонтик, расшитый серебряными журавлями. Грим японской невесты — штука еще более сложная. Кожу сначала натирают розовым кремом, долго массируют, пудрят — пока лицо не застынет жемчужно-белой неподвижной маской с еле заметным румянцем. На свадьбу девушка надевает сразу два кимоно — белое хлопчатобумажное, опоясанное широченным красно-золотым поясом «оби», и верхнее — из тяжелого шелка, все расшитое золотом. Жениху остается облачиться в черный европейский костюм — и к бракосочетанию они готовы.
Красный и белый — два цвета не только японской свадьбы. В Европе они тоже все время соседствовали. Всего несколько веков европейские женщины идут к алтарю в белоснежном облаке струящегося шифона, нежного шелка или шуршащей тафты. До того белый цвет не любили из-за непрактичности и «бледности», хотя праздничным он считался всегда: еще древние греки надевали белое по особо торжественным случаям и даже белили тело в день свадебной церемонии. В более поздние времена моду на белоснежное свадебное платье ввела то ли английская королева Виктория, то ли французская Анна Австрийская.
Цветовые предпочтения могут быть самыми разными. Во многих европейских странах считается, что для удачного брака нужно надеть на свадьбу что-то новое, что-то старое, что-нибудь взятое напрокат у подруги и что-нибудь голубое. На Среднем Востоке, в Азии популярны красный и оранжевый — цвета радости и торжества. У индейцев племени навахо платье невесты обязательно должно быть четырехцветным: черный цвет — севера, синий — юга, оранжевый — запада, белый — востока.
На Самоа облачение невесты не дорого — его делают из коры тутовых деревьев, а их там полным-полно. Для ливийского свадебного платья вполне хватит... десятка белых простыней. Впрочем, для нудистских пар проблем с нарядом вообще не существует...
Сколько нервов тратят молодожены на то, чтобы запомнить, на какой палец какой руки надевать обручальное кольцо. А появился этот символ нерушимости брачных оков у кочевых племен. Дабы любимая женщина не сбежала, галантный кавалер стягивал ей ноги у щиколоток обручами из соломы. Потом ненадежные соломенные «кандалы» заменили кожаными.
А обмениваться кольцами придумали египтяне. Они надевали их именно на безымянный палец, потому что считали, что через него проходят нерв и кровеносный сосуд, связанный с сердцем. Но врачи погубили много хороших вещей. Сейчас они утверждают, что носить обручальное кольцо вредно, и чтобы не приобрести гипертонию с атеросклерозом, советуют снимать его хотя бы на ночь.
Мужчины-мусульмане вообще не носят золотые кольца, но не по совету врачей, а по велению Корана. Есть две вещи, которые Пророк разрешил женщинам и запретил мужчинам: золотые украшения и одежду из чистого шелка. Вот и приходится мусульманам довольствоваться серебряными кольцами. Зато шведские женщины ни в чем себе не отказывают и носят целых три кольца — подаренное на помолвку, обручальное и еще одно, которым отмечают рождение первенца.
Ну что скажешь про американцев — конечно же, это самый практичный народ в мире! Посчитав на компьютере, что в США каждый день регистрируется 7000 браков и 3000 разводов, а срок службы обручальных колец составляет в среднем несколько месяцев, они открыли пункты, где кольца можно взять напрокат. Максимальный срок аренды — 78 недель.
И вот наступает, наконец, долгожданный день. Платье, кольца — все купили, гости с рюмками стоят — готовы пить за здоровье молодых и кричать «Горько!» Музыка заказана. Кстати, о музыке... Мы привыкли к тому, что свадьба без Мендельсона, как Новый год без «Оливье». А в Африке ни о том, ни о другом, наверное, никогда и не слышали. Там свадьбы справляют исключительно под звуки барабанов. Но вернемся к нашим женихам и невестам. В самый торжественный момент иногда выясняется, что не все так просто...
Например, в Индии может оказаться, что вы еще не видели того, с кем, собственно, собираетесь сочетаться законным браком. Там до сих пор судьбу молодоженов решают родители. В день свадьбы перед новобрачными ставят серебряный сосуд с водой, поверхность которого закрыта листьями лотоса, а на дне лежит обручальное кольцо. Жених и невеста ищут в воде кольцо и впервые касаются пальцами друг друга. Когда заветный предмет найден — они становятся мужем и женой. Хотя торжества будут длиться еще восемь суток.
Да, женитьба — это не прогулка по морю под алым парусом. Она состоит из множества малоприятных вещей, которые подготовили для вас поколения заботливых предков. На Бали каждый, кто действительно хочет жениться, должен подпилить себе зубы. Клыки спиливают почти до половины. Крошки зубной эмали кладут в скорлупу кокосового ореха и сжигают перед алтарем. Проблема балийцев в том, что когда-то они были строгими вегетарианцами и спиливали клыки, дабы подтвердить отказ от мяса. И лишь после завершения малоприятной стоматологической операции на шеи молодоженов надевают венки цветов — наконец-то брак заключен. Интересно, возникает ли хоть у кого-нибудь на Бали желание пройти эту процедуру во второй или в третий раз?
А в Восточной Нигерии жениху предстоит заранее узнать своих будущих родственников, причем не с самой лучшей стороны. Он должен пройти сквозь строй рассерженных дедушек, братьев, дядьев, которые норовят побольнее ударить будущего зятя, якобы проверяя его на прочность. Примерно такое же безобразие творится в Йемене: молодожена можно пинать, щипать весь свадебный день — и жениху приходится терпеть.
Если вы, не дай бог, родились на Гебридах — точнее, на одном конкретном острове архипелага — перед свадьбой вам придется простоять целую ночь на «стене влюбленных», расположенной на высоком скалистом берегу Атлантического океана. Одно неловкое движение — и свадьбу будут гулять уже без вас... Однако, у всего есть своя положительная сторона — на этом острове крайне редки разводы.
В испанском городке Маяльда порядки ничуть не менее драконовские: в день свадьбы невесту и жениха подвешивают вверх ногами. Они так провисят до тех пор, пока не сумеют поцеловать друг друга. А если не получится ?..
Народные обычаи замысловаты и зачастую жестоки. Стоит испробовать их на собственной шкуре хотя бы раз, и повторять уже не захочется. А для тех, кто желает обойтись вообще безо всяких подвигов и приключений, — существует Лас-Вегас. Законы штата Невада не требуют выдерживать обязательный для остальной территории США двухмесячный испытательный срок и 2 тыс. свадебных часовен 24 часа в сутки готовы обвенчать вас.
Где ни на шаг не отступят от вековых устоев — так это в Японии. Прогресс прогрессом, а к женитьбе там относятся так же основательно, как и много веков назад. В невесте японцев интересуют — внешность, ум, здоровье, хозяйственность, образование (сваты не упустят из виду диплом об окончании школы чайных церемоний или икебаны). Без предсказаний гороскопов обойтись никак нельзя, причем часто они противоречат друг другу (вы сами знаете: когда в одной газете вам обещают крупный выигрыш, в другой — предрекают не менее крупные траты), и если бы им следовали педантично, браки в Стране восходящего солнца заключались бы довольно редко.
К гороскопам на Востоке вообще отношение особое. В Южном Китае потенциальный жених присылает своей невесте «8 иероглифов жизни», среди которых — свое имя, год, месяц, день, час рождения. Получив все эти данные, китаянка может посовещаться с гадателями и выяснить, что выйдет из брака с таким человеком. Потом ту же операцию проводят родственники жениха. Особенно внимательно смотрят на совместимость знаков года рождения молодоженов. Брак считается несчастливым, если жених и невеста родились соответственно в год лошади и год быка, змеи — и тигра, крысы — и барана, петуха — и собаки. Очень часто даты рождения сообщаются неверные — чтобы брак все-таки состоялся. А в Индии для составления свадебного гороскопа может потребоваться еще и номер регистрационного свидетельства автомобиля, и некоторые номера телефонов.
Но вернемся в Японию. Жених и невеста обмениваются в процессе подготовки к брачной церемонии длиннющими списками родственников, где подробно объясняется, кто кому кем приходится. Очень строго разработаны правила дарения подарков, их стоимость и способ упаковки. Тот, кто получает подарок, должен еще и дать расписку по всем правилам — дескать, всем доволен и претензий к дарителю не имею. За столами гости рассаживаются тоже по списку и тосты произносят не в приливе вдохновения, а в порядке строгой и сложной очереди.
Чего только не увидишь на свадьбе! Мексиканские жених и невеста во время церемонии стоят, обмотанные лассо. Афроамериканцы, выходя из церкви, прыгают через метлу — на счастье, как и их далекие предки. На корейской свадьбе обязательно присутствуют утки, так как они верны друг другу всю жизнь, а на ливийской — слепые музыканты. Дело в том, что мужчины и женщины в Ливии празднуют бракосочетание отдельно. День свадьбы — единственный, когда женщинам разрешается надеть короткое платье, туфли на высоких каблуках, сделать яркий макияж. И женщины празднуют от души, танцуют даже на столах, поэтому и видеть все это безобразие никому не разрешается.
Горячительное на свадебном пиру, японская саке или мексиканский мескаль, греет сердца и раскрывает души. И вот уже гости, которые увидели друг друга в первый и, скорее всего, в последний раз, вместе танцуют и желают молодым счастья. В Индии гости опускают руки в чашу со сладкой ярко-желтой рисовой кашей и оставляют следы растопыренных пальцев на недавно покрашенной стене дома. Отпечатки пятерни — индийская подкова на счастье. А желающие потанцевать с невестой европейцы кладут на серебряный поднос деньги.
Если вам так понравилось на чужой свадьбе, что вы не прочь вскоре отпраздновать свою собственную, можно попробовать поймать брошенный невестой букет. А можно и просто незаметно потянуть за конец скатерти на свадебном столе. Важно при этом не опрокинуть на себя всю посуду.
Подарки любят все. Так что не стоит дарить их только главным виновникам торжества. В одном из южных городов Турции существует старинный обычай — семья жениха дарит гостям коробки с восточными сладостями. Чем ближе гость, тем больше коробка. Интересно посмотреть, что бывает, когда гости начинают меряться размерами подношений? А в Германии приглашенным на свадьбу дарят носовые платки. В них можно унести еду, оставшуюся с праздника, чтоб ни одна сосиска не пропала зря.
Своих будущих родственников оставлять без подарков тоже не рекомендуется. Не забывайте, что вам с ними жить. На островах Фиджи жених дарит отцу невесты зуб — как символ богатства и общественного положения, от греческой невесты свекру и свекрови достаются шерстяные носки.
Что же получают сами молодожены? То, что ценится на их родине больше всего. Жители Гималаев подносят сыр, хлеб, пироги, медные чайники и резные деревянные блюда, плотницкий топор, меховую шапку. Американский свадебный подарок — это набор мочалок, мусорное ведро с педалькой, столик на колесиках и котелок для приготовления японской пищи. Интересные приоритеты, правда?
Ну все, подарки получили, гостей напоили, теперь осталось забросать молодоженов всяким мелким «мусором» — рисом, конфетами, орехами, кукурузой, ячменем или инжиром — и отпустить на все четыре стороны. На свадебной машине, к бамперу которой привязаны старые башмаки и жестяные банки, чтобы не увязались, не дай бог, злые духи или навязчивые родственники, молодожены отправляются в путь. Как и много веков назад, когда медовый месяц начинался с умыкания невесты. Все-таки в мире мало что меняется, и традиции — в любом случае величина постоянная. Свадьбу, в конце концов, каждый выбирает по себе. Кто-то отправляется в бар, чтобы медленно потягивать пиво в шумной компании друзей и случайных посетителей. Кто-то не хочет расставаться с детством и мечтает сочетаться браком в Диснейленде перед домиком Белоснежки. Другие же долгие годы готовятся к церемонии, на которой «одни цветы стоят больше, чем Версаль». А на мой взгляд, мудрее и проще всего поступает племя пунанов на острове Калимантан.
Самый уважаемый пунан спрашивает потенциального супруга:
Ты хочешь взять эту женщину в жены?
Да.
И она согласна?
Согласна.
Ну и живите вместе.
Отредактировано Ailias (2005-08-17 11:33:50)