Системы охлаждения на основе жидкого металла оказались неэффективными
Относительно недавно, а именно - в мае текущего года, компания Sapphire Tech анонсировала появление уникальной в своем роде видеокарты, оснащенной системой охлаждения на основе жидкого металла. Такое решение обеспечивало более качественное охлаждение графического чипа, благодаря более высокой теплопроводности металлического сплава на основе галлия и индий - в 65 раз выше, чем у воды и в 1500 раз выше, чем у воздуха.
К тому же, система должна была отличаться абсолютной тишиной в работе - электромагнитная помпа, заставляющая жидкий металл циркулировать по "трубопроводам" не имела подвижных элементов.
Хотя на представленном компанией прототипе имелись вентиляторы, заявлялось об их отсутствии на полностью законченном изделии. Таким образом, Sapphire обещала сделать небольшую революцию в области охлаждения графического процессора, выпустив тихую, "холодную" и компактную видеокарту.
Однако, несмотря на обещания и заявления, появления и официального релиза решения так и не последовало. Компания также перестала информировать общественность о будущем "жидкометаллическом" решении, а продукт под обозначением X850XTPE, который и должен был быть с новой системой охлаждения, оснащался стандартной "воздушной" вентиляторной системой.
Из всего вышесказанного можно сделать неутешительный вывод - инженеры столкнулись перед серьезными трудностями, которые не позволили применить жидкометаллическую систему охлаждения, по крайней мере, на сегодняшний день.
Сетевой ресурс The Inquirer сообщает, что компания nanoCoolers, которая и была "изобретателем" новой системы охлаждения, заявила о низкой реальной эффективности охлаждения графического чипа жидким металлом, и что высокая теплопроводность в данном случае не является наиболее значащим фактором для повышения эффективности.
Исследования показали, что использование металла в качестве хладагента позволяет поднять эффективность всего лишь на 5 процентов по сравнению с водяной системой охлаждения, и на 30 процентов по сравнению с воздушной. Так как испытания проводились на мобильном ПК, то для десктопа соответствующие показатели будут несколько выше, но все равно игра не стоит свеч.
Как сообщается, использование жидкого металла не решает основную проблему - отвода тепла от системы - в данном случае тепловая энергия лишь "поднимается" на несколько сантиметров выше чипа, а для обеспечения необходимой эффективности его отвода во внешнюю среду требуется использование вентилятора, что лишает такое подход одного из основных преимуществ - тишины.
Естественно, использование большего количества сплава позволить организовать более качественное охлаждение, не используя при этом вентилятора, но галлий и индий, сами по себе, очень дороги, поэтому увеличение их количества в системе автоматически поднимает стоимость продукта, причем весьма значительно.
Таким образом, использование металлического сплава в системе охлаждения графического процессора оказалось весьма неэффективным, причем на первом месте в этом случае стоит стоимость конечного устройства.
Кстати, компания nanoCoolers убрала с официального сайта всю информацию о разработках жидкометаллических систем охлаждения и направила свои усилия на развитие термоэлектрических систем, использующих известный эффект Пельтье. Посмотрим, как будут обстоять дела у инженеров в этом случае.