Люди Икс: Последняя битва | Судный день
Культура комиксов, нежно пестуемая на протяжении десятилетий, не могла найти для себя лучшего пристанища, чем умы американских подростков. Нация, не имеющая глубоких исторических корней, не меньше прочих соседей по планете нуждалась в ярких примерах для подражания. Но если в реальном прошлом их было не сыскать, то рисованный суррогат оказался отличным выходом из положения. Карандашные герои олицетворяли собою если не воплощение американской мечты, то как минимум проекцию мечтаний восторженных мальчишек, желавших быть круче всех. Такими были Супермен, Бэтмен, Человек-паук и легион менее известных персонажей.
Со временем жанр эволюционировал, из черно-белого деления на добро и зло превратившись в полные драматизма сюжеты, отражающие окружающую действительность. В ряде случаев сверхспособности рассматривались, как природное уродство и вчерашние супергерои выступали на страницах комиксов изгоями. Такими оказались и «Люди Икс», вышедшие из-под карандаша Стэна Ли и Джека Кирби в сентябре 1963 года. Стержнем комикса стала нить о юношеских гонениях из-за того, что герои были не такими, как все. Чтобы выжить, им приходилось объединяться, пока, повзрослев, они не поделились на два лагеря: тех, кто хочет просто мирно сосуществовать с человечеством и тех, кто затаил на него смертельную обиду.
Популярность «Людей Икс» достигла своего апогея в 80-х, когда мультсериал об их похождениях был обязательным пунктом в распорядке субботнего дня каждого молодого американца. Расцвет экранизаций комиксов, пришедшийся на то же время, резонно поднял вопрос об игровой картине, но несколько сокрушительных провалов в прокате («Супермен IV», «Шина», «Каратель») поставили на этой затее крест, похоронив до поры до времени не только «Людей Икс», но и «Человека-паука» с «Халком». Воскрешение состоялось лишь в начале 2000-х, когда два фильма о команде мутантов собрали в мировом прокате больше 700 млн. долларов. Необходимость появления третьего фильма не подвергалась сомнениям, но неожиданно для продюсеров режиссер обоих «Людей Икс» Брайан Сингер ушел с проекта.
Сингер соблазнился экранизацией конкурирующей студии, около восьми лет пытавшейся вернуть на экраны Супермена. Поскольку герой в сине-красном трико априори являлся кумиром каждого подростка в стране, отказаться от заманчивой перспективы поработать над фильмом о любимом герое оказалось выше сил режиссера. Эстафетную палочку ему передал постановщик «Часа пик» Бреет Раттнер, не справившийся с грузной махиной. И хотя Сингер публично пообещал вернуться к «Людям Икс» сразу после съемок «Супермена», студия решила не дожидаться милости ренегата, а поручить картину другому режиссеру. Им стал дебютант в крупнобюджетном кино Мэтью Вон, до этого поставивший лишь один-единственный фильм, дешевую криминальную драму «Слоеный торт» с нынешним агентом 007 Дэниелом Крэйгом.
Поклонники комикса скептически отнеслись к такой замене и, как выяснилось позже, не зря – почти год потратив на шлифовку сценария и подготовку к съемкам, в последний момент Вон спасовал, заявив, что не готов целый год провести вдали от семьи, живущей в Великобритании. До выхода актеров на съемочную площадку оставалось около девяти недель, и поскольку продюсеры оставались непреклонны в желании выпустить картины точно 25 мая 2006 года, требовалось срочно искать замену. Проблемой было то отягчающее обстоятельство, что очередному рекруту просто не оставалось времени освоиться в материале: сроки поджимали, а сделать предстояло еще не мало.
И в этот момент кто-то вспомнил про Брета Раттнера, того самого, что сдал Сингеру полномочия на «Супермене». Пять лет назад, когда работа над первым фильмом о Людях Икс только начиналась, он был одним из претендентов на режиссерское кресло. Естественно, соревнуясь за право поставить картину, он посвятил немало времени изучению вселенной героев, а значит девятинедельный люфт до съемок третьей части не был для него большой проблемой. Удача улыбнулась студии еще несколько раз, когда стало ясно, что ни один из разрабатываемых Раттнером проектов, так и не дойдет до финиша, по крайней мере сейчас. Шон Коннери передумал сниматься в «Законе Джосайя», а Крис Такер проявил звездный норов, отказавшись от $20 млн. за роль в «Часе пик 3». Таким образом, сама судьба распорядилась так, чтобы Сингер и Раттнер попросту поменялись фильмами.